Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
Под связной речью понимается развернутое, логическое, последовательное и образное изложение какого-либо содержания.
Связная речь – результат общего развития речи, показатель не только речевого, но и умственного развития ребенка (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Связное высказывание отражает уровень развития ребенка: умственного, речевого, эмоционального. Оно показывает, насколько ребенок владеет словарным богатством родного языка, его грамматическим строем, нормами языка и речи; умеет избирательно пользоваться наиболее уместными для данного монологического высказывания средствами, то есть умеет употреблять слово, словосочетание, которое бы точно, полно, выразительно, грамотно отражало замысел говорящего.
Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Таким образом, связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Основная ее функция – коммуникативная.
У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, деятельности и общения
Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
При формировании связной речи у детей дошкольного возраста необходимо планировать работу в соответствии с основными этапами работы:
1 этап Подготовительный – предварительная работа по двум линиям
а) интеллектуальное развитие, и прежде всего развитие мышления;
б) речевое развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.
Время, содержание и объём этого этапа зависит от уровня речевого развития детей.
Работа по развитию речи и мышления проводится параллельно индивидуально или небольшими подгруппами в форме игр и упражнений
Особое место на данном этапе занимает развитие и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук . Основные пути развития и совершенствования тонкой моторики:
Обучение умению отвечать на вопросы
Репродуктивные вопросы наиболее лёгкие, требующие простых ответов. (кто? Кто это? Что? Что это? Что делает?)
Вначале обучения ответы однословные. Постепенно ответы следует усложнять, помогая детям начинать ответ с последнего слова вопроса, тем самым, осуществляя переход к двухсловным предложениям.
Поисковые вопросы более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений ( вначале с прямым дополнением без предлога, затем с косвенными как с предлогом, так и без него)( где? Куда? Откуда? Как? Когда? Сколько? Какой?)
Проблемные вопросы начинаются вопросительным наречиями почему? Зачем?
В обучении ответам на эти вопросы ещё большую роль играет помощь педагога как в форме образца ответа, так и в использовании такого приёма, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.
Обучение умению постановке вопросов
Постановка вопросов кто? что?
По данному педагогом образцу:
Закрепляется данный вид вопросов без образца на последующих занятиях
Постановка вопроса что делает?
По демонстрации действия
По элементарной 1- фигурной сюжетной картинке
закрепление данного вопроса проводится с образцом и без образца.
Постановка серии репродуктивных вопросов к парным 1 – фигурным сюжетным картинкам, подобранным по образцу противопоставления действий.
Постановка серии репродуктивных вопросов к группе усложнённых сюжетных картинок (предмет – действие – объект) с одним изменяющимся предметом
Постановка репродуктивных вопросов к многофигурной сюжетной картинке несколько субъектов – несколько действий – несколько объектов.
Усложнение сюжетных картинок элементами пейзажа
Постановка вопросов к предложению с опорой на предметные картинки или символы их заменяющие
Работа по постановке вопросов к трём предложениям, связанных контекстом.
Беседа
Проводится по содержанию литературного произведения, картины со сложным сюжетом, реже по пейзажу. Она носит тематическую направленность, продолжительна по времени и требует достаточно высокого уровня речевого, интеллектуального и эмоционального развития детей, а так же большой предварительной подготовительной работы воспитателя.
3 этап: формирование монологической речи
Задача данного этапа – научить детей связно и последовательно, логически стройно и закончено, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание.
Обучение пересказу
Это более лёгкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведения, в нём используются готовые авторские сюжеты и готовые речевые формы и приёмы.
1) Выбор текста имеет важное принципиальное значение.
Критерии отбора произведений;
- сравнительно небольшой объём
- доступность содержания для детей
- чёткость композиции
- простота сюжета
- доступность языка
- высокая нравственность содержания
- высокая художественность текста
2) Подготовительная работа – это интеллектуальная, образовательная, психологическая и речевая подготовка детей к обучению пересказа.
Содержание :
- знакомство с материалом
- рассматривание картин по данной теме
- наблюдение в природе и окружающей жизни
- рисование, аппликация, лепка
- лексико – грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа
- заучивание наизусть потешек, пословиц, способствующих пониманию содержания рассказа
3) Непосредственное обучение пересказу.
А) первое чтение без установки на запоминание и пересказ
Б) второе чтение с установкой на запоминание и пересказ
В) беседа по содержанию
Г) Приёмы работы над текстом произведения:
- рассматривание иллюстраций
- выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок
- придумывание дополнительной или недостающей картинки
- выделение из текста фраз к каждой картинке
- выделение, проговаривание отдельных фрагментов
- лексико – грамматические упражнения
- выбор наилучших вариантов
Д) Третье чтение текста произведения проводится после беседы по содержанию и работы над тек
Е) Работа с планом
- педагог предлагает готовый план
- план составляют на занятии коллективно
- используются серии сюжетных картин, символы, пиктограммы
- даётся установка на запоминание
- план воспроизводится детьми по цепочке
Ж) Пересказ по плану с опорой или без опоры.
Рассказывание по восприятию
Рассказывание по восприятию имеет большое влияние на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное развитие. Только на основе ощущений и восприятий развиваются такие сложные, психические процессы, как мышление, воображение. При назывании вслух воспринимаемых предметов они различаются, осмысливаются быстрее, запоминаются более прочно.
Методика обучения описанию игрушек – сказочных героев. Занятиям по описанию игрушек должны предшествовать занятия по их рассматриванию, на которых дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают соответствующим словарем.
Некоторые особенности обучения дошкольников младшего возраста.
Для детей младшего дошкольного возраста желательно предъявлять игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы ребенок имел возможность уловить «состояние» героя (заяц радуется, медвежонок смешной и забияка и т.п.) или демонстрировать их в движении. Иногда бывает целесообразно внести игрушки в групповую комнату минут за 5 до занятия, предложить детям рассмотреть их и потрогать, а в момент рассказа на занятии уже не давать в руки, так как это может помешать ребенку сосредоточиться на построении высказывания. Ведущие приемы обучения — образец описания, который дает педагог, план рассказа, подсказ, дополнения детей.
На первом занятии воспитатель дает образец и план рассказа. Ребенок рассматривает игрушку, ощупывает, начинает рассказывать, демонстрируя объект описания всем присутствующим. Если рассказ не получается, можно предложить эту же игрушку для описания еще двум-трем детям, чтобы наглядно показать, как надо выполнить задание.
Повысить интерес к рассказыванию помогают такие приемы: ребенку предлагают поставить рядом любые 2—3 игрушки и рас сказать о них самому или вызвать для рассказа любого из детей.
Все объяснения, указания воспитатель дает детям в начале занятия, до того, как игрушки будут розданы; к раз даче и сбору их педагог привлекает дежурных. В процессе занятия предлагается задания для классификации предметов по цвету, назначению и т. д. Эти задания подготавливают детей к дидактическим играм различных видов.
Методика обучения описанию натуральных предметов. Большое образовательно-развивающее значение имеют занятия, на которых предлагаются натуральные предметы, знакомые детям из жизненной практики. Это могут быть объекты природы (овощи, листья, комнатные растения), орудия труда и др.
Поскольку таким занятиям предшествовала работа с демонстрационными и раздаточными игрушками, эффективнее сразу использовать комплекты предметов по числу детей в группе для раздачи всем.
Рассказывая, дети тут же объясняют назначение предмета и правила использования, демонстрирует действия с ним. Поскольку в каждом комплекте имеются аналогичные предметы, дети могут составлять о них сравнительные рассказы. Занятия разнообразятся придумыванием загадок, чтением художественных текстов о предметах.
Умения описывать предметы закрепляются на занятиях по конструированию и изобразительной деятельности, прогулках.
Методика обучения рассказам по картинам.
Для составления описательных рассказов по картинам пользуются предметные и сюжетные дидактические картины.
Полезный наглядный материал для описания в старших группах — рисунки и аппликации детей, пейзажные картины, натюрморты, сюжетные картины и серии сюжетных картин, а также слайды, фотографии из их жизни, в том числе их портреты.
Первая задача, решаемая на занятии, осмысление детьми общего содержания картины (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать?).
Далее необходимо помочь ребенку воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная — установить связи между объектами, персонажа ми. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснения воспитателя во время предвари тельного рассматривания. В тех случаях, когда картина уже использовалась ранее в процессе словарной работы или она очень легкая по содержанию, вводная часть занятия бывает свернутой: детей сразу побуждают к подробным высказываниям. Часто занятие по сюжетной картине бывает комплексным: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события. Основные приемы обучения: объяснить характер предстоящего высказывания, дать его образец, предложить его план, а на первых порах — прибегнуть к составлению коллективного рас сказа, дать частичный образец рассказа по одному из эпизоду, учить самостоятельно составлять план.
Описание аппликаций, рисунков, фотографий, чаще всего проводится в игровой форме («Угадайте, о ком я расскажу по фотографии», «Экскурсия по выставке рисунков», «Урок аппликации по телефону»).
Дидактические игры на описание наглядного материала.
Большинство игр на описание имеет четкие правила, с которыми предварительно знакомят детей. Соблюдение правил является обязательным. Например, в играх типа загадки правило состоит в следующем: описать предмет, не называя его.
Распространенными приемами обучения рассказыванию в играх являются образец рассказа (особенно при объяснении новой игры) и план рассказа, так как часто рассказ-описание в игре включает в себя какие-то дополнительные элементы (вежливое обращение в рассказе-просьбе покупателя, указание адреса при получении письма).
К дидактическим играм отнести игры типа загадок («Что за зверь?», «Отгадай, кто это?»), игры типа путешествия, игры с картинками и игрушками («Почта», «Магазин»). Наиболее полезны игры с раз даточным материалом, так как в них каждый ребенок старается составить рассказ «в уме», чтобы вы играть.
Рассказы по памяти.
Рассказывание на темы из коллективного опыта. Обучение рассказам по памяти начинается с рассказов из коллективного опыта.
Этот вид рассказа требует произвольной памяти. Для составления рассказа подбираются яркие, эмоциональные события, пережитые совместно детьми.
Для успешного проведения занятия педагог формирует соответствующий эмоциональный настрой детей. С этой целью педагог может задать детям вопросы, предложить не большой рассказ, а также наглядный материал: фотографии, картинки и т.д.
Общую тему целесообразно разделить на подтемы и составить рассказ по частям. Каждую под тему можно предложить последовательно нескольким детям. Необходимо приучать детей следить точностью, последовательностью изложения темы.
Специфичным занятием, где дошкольники встречаются с необходимостью достоверно, понятно и кратко рассказать о своем опыте, является составление письма. Переписка детей под руководством педагога — важное средство нравственного и умственного воспитания. Эту работу можно проводить и вне занятий. Письменная речь, как высшая форма связной монологической речи, требует плановости и последовательности.
Методика обучения рассказыванию на темы из индивидуального опыта.
Наиболее трудным является рассказ из личного опыта ребенка, так как свои впечатления ему необходимо перевести в понятные, обстоятельные фразы, поскольку описываемый предмет или событие обычно слушателям не известны.
Все предлагаемые темы конкретны, посвящены одному определенному вопросу. Отвлеченные темы не вызывают необходимых ассоциаций в памяти детей, ребенка затрудняет необходимость анализа своего жизненного опыта. Один из основных приемов работы над данным видом рассказа - составление образца рассказа педагогом. Главное, натолкнуть ребенка на мысль о включении в рассказы наиболее полезного, положительного опыта из своей жизни и жизни сверстников (взаимопомощь, трудолюбие, аккуратность, любовь к животным и т. д.).
Дидактические игры на описание объекта по памяти.
Широко используются для описания предметов по представлению игры-загадки «Угадай, что за зверь», «Угадай, кто (что) это». Аналогичны игры, в которых дети описывают отсутствующие предметы: «Угадай, что мы задумали», «Когда это бывает?». Основное правило в этих играх — не называя предмета, описать его по главным (существенным) признакам. Выделить эти признаки на первых занятиях помогает план рассказа-описания или образец рассказа.
Данные игры проводит после аналогичных занятий и игр по зрительному восприятию.
Методика обучения рассказыванию по воображению
Эти рассказы строятся на иной психологической основе — детском воображении. Функция воображения преобразование полученного опыта. В образах воображения в новых комбинациях синтезируются представления памяти, усвоенные ранее знания, что предполагает достаточное развитие аналитико-синтетической деятельности мозга.
У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение. В практической, предметной деятельности воссоздающее воображение широко проявляется уже в раннем и младшем до школьном возрасте в игре, конструировании, рисовании. В словесной деятельности оно возникает в конце шестого года и на седьмом году жизни. На этом этапе воображение приобретает все более активный и творческий характер. Придумывая рассказ о жизни вымышленного героя, ребенок должен произвести умственный анализ сходных случаев из своего опыта, пережитых лично или услышанных от других, а затем творчески синтезировать новое явление: новый сюжет, новый облик героя и обстоятельства его жизни.
Руководя придумыванием рассказов, нужно следить, чтобы созидательное, творческое воображение не превращалось в пустое фантазирование. В процессе придумывания рассказов формируется критическое мышление детей (могло ли так быть?).
Приемы развития творческой деятельности:
показ (образец) способов действия. При обучении творческим рассказам важным является формирование правильного понимания детьми задания «придумайте». Для этого рекомендуется сопоставление детских рассказов из опыта и придуманных (на одну и ту же тему) рассказ.
Наиболее легкий для детей прием — предложение педагогом нескольких вариантов развития сюжета; придумывание конца сказки, дифференцировка темы применительно к лицу рассказчика («Как колобок обманул лису», «Как девочка подружилась с медведями»), включение в сказку прямой речи героев.
Единство развития монологической речи и мышления.
Обучая этому виду рассказывания, нужно помогать детям осмыслить содержание, которое им предстоит изложить, и установить систему связей (пространственных, временных, цели, связи последовательности и причинно-следственных и др.).
Все эти специфичные приемы используются наряду с традиционными, общеупотребительными приемами обучения рассказыванию, о которых было сказано выше. Обучение детей придумыванию рассказов осуществляется на различных занятиях, вначале с опорой на наглядный материал.
Методика обучения придумыванию рассказов об игрушке
Для занятий данного вида можно использовать образные игрушки, а также некоторые сенсорные, дидактические: пирамидки, мат решки, флажки, погремушки и др. Первые занятия, как правило, проводят с использованием демонстрационного материала. Педагог, знакомя детей с новым заданием, может использовать образец рассказа, план и другие приемы. Например, показав игрушку, воспитатель предлагает ребятам придумать рас сказ про мальчика или девочку, у которых была эта игрушка. Вот наиболее употребительный план такого рассказа: 1) Как оказалась эта игрушка у ребенка? 2) Какая она была? 3) Что он стал с нею делать? На первых занятиях целесообразно начать с разбора первого и третьего пунктов плана, подсказав детям 2—3 варианта для составления рассказов.
Если дети придерживаются названных вариантов, не проявляют творческой инициативы, педагог предлагает еще 1—2 варианта развития сюжета. Новая завязка влечет за собой изменение содержания рассказа. Это задание, как более сложное, дается хорошо рассказывающим детям.
Разновидностью указанных занятий, являются рассказы-инсценировки, которые придумывают сами дети. Специфика этих рассказов в том, что ребенок одновременно решает три задачи: сочиняет сюжет, двигает игрушки по столу, рассказывает слушателям о действиях игрушек (он и драматург, и режиссер, и актер). Организация таких занятий требует продумывания местоположения стола для показа инсценировки, хранения игрушек, положения рассказывающего. Используются следующие приемы работы:
образец рассказа. На первом занятии педагог применяет образец рассказа, повторив его 2—3 раза и объяснив, как надо рассказывать. Затем он вызывает ребенка. Первый рассказ должен быть кратким и включать несколько действий с игрушкой. На этом же занятии придумываются рассказы или сказки еще про 2—3 другие игрушки (котенок, матрешка). При появлении игрушки, отличающейся по характеру от предыдущих, целесообразно снова дать образец рассказа, наметив его план (куда шла матрешка, что она по дороге делала). На последующих занятиях с демонстрационным, а затем и с раздаточным материалом можно использовать уже две игрушки, а также элементы декорации (животные, елочки, дом, кукла; кукла, стол, плита, посуда).
Составление рассказа по себя.
Педагог раздает детям одинаковые мелкие игрушки, предназначенные для счета. Дети, рассмотрев полученные игрушки, ставят их на свой стол и по предложенному образцу или плану пытаются составить рассказ «про себя», вполголоса. После такой предварительной работы один ребенок рассказывает вслух. В процессе занятия дети контролируют действия друг друга.
Совместное составление рассказов подгруппами детей. Двум детям, сидящим за одним столом, предлагается один набор игрушек для настольной инсценировки и дается задание вместе отобрать нужные им игрушки, составить рассказ, а затем решить, кто будет его рассказывать ребятам.
Важно создать условия для использования дошкольниками полученных на занятиях умений в повседневной жизни, например при показе настольного театра игрушек.
Методика обучения рассказыванию по воображению на предложенный сюжет
Важной задачей обучения рассказыванию по воображению на предложенную тему является обучение дошкольников элементам композиции (как начать, как развить действие, чем закончить) и выразительным средствам раскрытия образа героя. Для того чтобы рассказы становились разнообразнее, подробнее, нужно учить детей «видеть» обстоятельства сочиняемого ими события — воспитывать умение описывать - место действия, пейзаж, погоду.
Для решения этих задач целесообразно на первых ступенях обучения последовательно предлагать детям отдельные творческие задания: вообразить себе один какой-либо предмет (Как бы ты хотел одеть куклу?), словами «нарисовать» картину (Где больше всего любил герой гулять со своим щенком?).
Более сложно дать ребенку представление о разнообразии вариантов построения рассказов. Наибольшие затруднения обычно вызывает придумывание начала. В этом случае помогает предъявление детям двух-трех образцов рассказов педагога на одну и ту же тему с последующим их разбором и далее коллективное составление нескольких вариантов начала рассказов.
В рассказывании дети склонны к простому перечислению действий, поступков героев, поэтому предварительное обучение композиционным и описательным элементам поможет им более уверенно выполнять творческие задания. С детьми старшего дошкольного возраста педагог может использовать такой прием: придумывание рассказов-миниатюр, объединенных одним героем. Это рассказы с продолжением, которые придумываются на нескольких занятиях. Работа над содержательностью и разнообразием творческих рассказов должна идти параллельно с обогащением опыта ребенка наблюдениями, восприятиями, с расширением его активного словаря. Дошкольники старшего возраста могут сочинять сказки, стихотворения.
Важную роль в развитии детского словесного творчества играет позиция педагога, его интерес к этому виду деятельности, поощрение детей.
При формировании связной речи у дошкольников особую роль играет эмоциональная и художественная окрашенность речи и действий воспитателя.
В этом педагогу помогают определённые средства, служащие обогащению эмоциональной сферы ребёнка, развитию его творческих способностей:
- настольный театр
- театр на пяти пальцах
- театр мягкой игрушки
- плоскостной театр
- сценические постановки
В старшем дошкольном возрасте такие занятия проводят, реже, а игрушки подбирают более сложные. Хорошо, если описание такой игрушки требует определения пространственного расположения ее частей, а также их материала и формы (игрушечные часы, телефон, пли та, автобус). На одном и том же занятии задания следует дифференцировать: дети с более высоким уровнем развития могут описывать не одну игрушку, а композицию из двух-трех предметов, указывая их расположение на столе, составлять описание пары игрушек, сравнивая их по элементам. В большинстве же случаев игрушки вносят на занятие закрытыми и предъявляют, детям по одной.
Методика обучения рассказам по картинам. Для составления описательных рассказов по картинам пользуются предметные и сюжетные дидактические картины.
В средней группе детей лишь подводят к описанию демонстрационных картин. На картинах немного персонажей и окружающих предметов. Главная задача, стоящая перед дошкольниками младшего возраста, понять мотивы действий персонажей, их настроение, взаимоотношения. Для этого в первой части занятия организуются совместные действия педагога и воспитанников: педагог начинает описание объекта, а ребенок заканчивает его 2-3 предложениями. Такие разрозненные высказывания педагог объединяет в один рассказ, не требуя от детей его повторения.
Полезный наглядный материал для описания в старших группах — рисунки и аппликации детей, пейзажные картины, натюрморты, сюжетные картины и серии сюжетных картин, а также слайды, фотографии из их жизни, в том числе их портреты.
Первая задача, решаемая на занятии, осмысление детьми общего содержания картины (О чем она? Про кого? Как ее можно назвать?).
Далее необходимо помочь ребенку воссоздать в памяти реальные качества изображенных предметов, а если картина сюжетная — установить связи между объектами, персонажа ми. Пониманию картины помогают небольшая вводная беседа (до ее демонстрации) или пояснения воспитателя во время предвари тельного рассматривания. В тех случаях, когда картина уже использовалась ранее в процессе словарной работы или она очень легкая по содержанию, вводная часть занятия бывает свернутой: детей сразу побуждают к подробным высказываниям. Часто занятие по сюжетной картине бывает комплексным: рассматривание перемежается рассказами об отдельных частях картины, описание сочетается с повествованием об изображенном событии, с придумыванием эпизодов, выходящих за рамки зафиксированного события. Основные приемы обучения: объяснить характер предстоящего высказывания, дать его образец, предложить его план, а на первых порах — прибегнуть к составлению коллективного рас сказа, дать частичный образец рассказа по одному из эпизоду, учить самостоятельно составлять план.
Описание аппликаций, рисунков, фотографий, чаще всего проводится в игровой форме («Угадайте, о ком я расскажу по фотографии», «Экскурсия по вы ставке рисунков», «Урок аппликации по телефону»).
Рассказывание из личного опыта.
Детям 6 лет могут быть предложены более сложные темы, такие как описание какого-нибудь события (дня рождения), друга, хорошего поступка, любимой книжки и т.д.
Образец рассказа или план рассказа. В методике обучения придумыванию рассказов в подготовительной к школе группе можно рекомендовать следующие приемы, развивающие планирующие функции: запомнить и повторить план рассказа, обобщить содержание, своего будущего рассказа в кратком названии, выделить основную сюжетную линию (сказать, что будет делать герой рассказа), составить план из двух пунктов. Названные приемы применяются дифференцирование в зависимости от умений детей.
Методика обучения рассказыванию по воображению по картине
Творческий рассказ по картине включает в себя события, предшествующие изображенным, момент, зафиксированный на картине, и последующие события.
При ознакомлении с картиной задается несколько вопросов, стимулирующих воображение детей, заставляющих думать или о событиях, которые предшествовали тем, что они видят, или о тех, что произошли после.
Если дети затрудняются при выполнении плохо задания, предлагается составить рассказ по частям. Ребенку легче придумать творческий рассказ, если в его распоряжении имеется серия картин.
Умение придумывать рассказ закрепляется на занятиях с раз даточным материалом (сюжетные рисунки детей, фотографии, открытки, мелкие картинки). Творческое рассказывание можно организовать в виде чтения «письма», полученного ребенком, рассказывание о том, что рассказчик мог бы изобразить на своем рисунке.
Таким образом, речь возникает из потребности общения и служит этому общению. Саморазвитие речи обусловлено изменяющимися отношениями с окружающими.
По мере развития ребенка меняется взаимодействие с взрослыми, жизнь детей приобретает все большую самостоятельность. На основе этих новых отношений у дошкольников возникают новые формы речевого общения, совершенствуется имеющаяся речь. Взросление детей сопровождается усложнением структуры речи. Показателем развития речи является качество связной речи, которая обеспечивает дальнейшее совершенствование высших форм логического мышления.
Формирование связной монологической речи у детей дошкольного возраста требует систематической и целенаправленной работы. При реализации данного обучения необходимым является дифференцированный и индивидуальный подход к детям в зависимости от состояния связной монологической речи и индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка. Необходимо отметить важную роль формирования связной речи в общем развитии дошкольников. Значимость изучаемой проблемы определяет ее актуальность и потребность в дальнейшем изучении формирования связной речи у детей различного возраста и состояния речевой системы.